Программа содержит профессиональную характеристику, примерный учебный
план и программы по предметам «Устройство», «Техническое обслуживание и ремонт»,
«Правила дорожного движения», «Основы управления и безопасность движения»,
«Оказание первой медицинской помощи».
Все изменения, вносимые в учебные программы, должны быть рассмотрены методической комиссией и утверждены руководителем образовательного учреждения.
Форма обучения – очная дневная.
Производственная практика (лабораторно-практические занятия) проводится в
организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки
обучающихся, на рабочих местах при закреплении обучаемого за опытным рабочим -
наставником или мастером.
Программа производственной практики составлена так, чтобы по ней можно было
обучать «Тракториста» непосредственно на рабочем месте в процессе выполнения им
различных производственных заданий.
Мастер (инструктор) производственного обучения должен обучать рабочих эффективной организации труда, использованию новой техники и передовых технологий
на каждом рабочем месте и участке, детально рассматривать с ними пути повышения
производительности труда. В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость прочного усвоения и выполнения требований безопасности труда. В этих целях преподаватель теоретического и мастер (инструктор) производственного обучения, помимо изучения общих требований безопасности труда, предусмотренных программами, должны значительное внимание уделять требованиям безопасности
труда, которые необходимо соблюдать в каждом конкретном случае при изучении каждой темы или переходе к новому виду работ в процессе производственного обучения.
На теоретических занятиях должны использоваться детали, сборочные единицы,
приборы и агрегаты. Изучение работы агрегатов, механизмов и приборов сопровождается показом на моделях и агрегатах. При необходимости следует использовать схемы,
плакаты, транспаранты, слайды, диафильмы, кинофильмы и видеофильмы. В процессе
изучения учебного материала необходимо привлекать учащихся к самостоятельной работе с научно – технической и справочной литературой, практиковать проведение семинаров.
При изучении предмета «Устройство» можно рекомендовать такую последовательность:
Назначение конкретной машины;
Элементы (рабочие органы) машин, предназначенные для реализации технического процесса;
Расположение и крепление изучаемых рабочих органов;
Принципиальные схемы устройства и действия отдельных рабочих органов и
машин в целом;
Технология регулировки;
Возможные технологические и технические неисправности, их признаки и методы выявления, как неисправностей, так и причин, их вызывающих; способы устранения неисправностей и их причины;
Правила технического обслуживания и условия длительной и бесперебойной
работы машин;
Экономические и экологические характеристики машин и технологического
процесса;
Требования безопасности труда.
Каждая тема теоретических занятий должна иметь завершающее практическое
закрепление на уроках производственного обучения.
Вождение трактора выполняется на специально оборудованных полигонах или
трактородромах индивидуально каждым учащимся под руководством мастера производственного обучения. Вождение проводится во внеурочное время.
Занятия по предмету «Оказание первой медицинской помощи» проводятся врачом или медработником со средним медицинским образованием. На практических занятиях учащиеся должны быть обучены выполнению приемов по оказанию первой медицинской помощи (санпомощи) пострадавшим на дорогах. По предмету «Оказание первой медицинской помощи» проводится зачет.
На прием теоретического экзамена отводится по учебному плану 12 часов, которые распределяются по 6 часов на каждого члена экзаменационной комиссии. При проведении экзаменов методами механизированного и (или) автоматизированного контроля время, отводимое на экзамен, уменьшается до фактически затраченного.
Внутренний экзамен по практическому вождению трактора проводится на закрытой от движения площадке или трактородроме.